Психология экзамена. Учащийся VS стресс.

Осталось меньше месяца до государственной итоговой аттестации учащихся девятых и одиннадцатых классов, и в рядах родителей и детей нарастает напряжение. Не секрет, что учителя в школах очень любят «причинять добро» — якобы из лучших побуждений начинают накручивать учеников: «Готовься, Иванов, а то не сдашь экзамен и ….» в лучшем случае дальше идет подробное описание карьеры дворника, как пика возможностей Иванова, в худшем — все, жизнь вообще закончилась.

Давайте прекратим это давление на детей. Ведь на самом деле в экзамене нет ничего страшного — по большому счету это просто контрольный срез знаний учащегося за определенный учебный период. Так не бывает, чтобы ребенок, посещая школу 11 лет, на выходе вообще ничего не знал. То есть набрать баллы на получение аттестата можно вообще не особо напрягаясь.

Но просто получение аттестата нужно единицам. Большинство же учащихся заинтересовано в поступлении в вуз. И вот тогда нервно-психическое напряжение усиливается. Ведь здесь ребенок уже вступает в конкурентную борьбу.

Но если учащийся осознанно ставил перед собой цели и задачи, здраво оценивал свои возможности, имел четкий алгоритм подготовки к экзамену и следовал ему — велика вероятность, что на экзамене трудностей у будущего абитуриента не возникнет.

В любом случае, как бы ответственно ребенок ни подходил к подготовке к ГИА, предэкзаменационный стресс — это длительное негативное нервно-психическое состояние, истощающее психофизиологические ресурсы и запускающие стресс-реакцию.

Помочь снизить градус напряженности может участие в мероприятиях, которые предлагают организации дополнительного образования. В некоторых профильных учебных центрах, на курсах подготовки к ГИА существует специальный тренинг, позволяющий учащемуся погрузиться в атмосферу настоящего ЕГЭ. Один из признаков действительно компетентного в вопросах подготовки к ЕГЭ учреждения допобразования — как раз проведение таких тренингов на регулярной основе.

На таких тренингах создаются условия максимально приближенные к условиям реального ГИА — размещение ребенка в специально оборудованном помещении, длительность самого мероприятия, сопровождение экзамена — черновики и бланки ГИА, присутствие организаторов и наблюдателей дальнейшая проверка и расчет полученных баллов экспертами.

Такие регулярные тренировки в приближенной к формату экзамена обстановке позволяют ребенку максимально адаптироваться, привыкнуть и отточить поведенческие навыки на настоящем экзамене. Опыт проведения таких тренингов показывает, что ребенок от раза к разу начинает вести себя все более спокойно, исчезает волнение, повышается стрессоустойчивость, более грамотно планируется и распределяется время между заданиями. И как следствие — набираемые ребенком баллы от раза к разу становятся все лучше и лучше.

Простыми словами. Когда, наконец, ребенок приходит уже на настоящий ППЭ (пункт проведения экзамена), он видит по сути все тоже самое, что видел на курсах, получает бланки, спокойно все оформляет, пишет, сдает, уходит. Никакого стресса. Потому что для ребенка это стало уже привычной процедурой, рутиной.

Конечно, все дети разные и многим одного участия в подобном тренинге недостаточно. Действительно хороший специализированный центр дополнительного образования обязательно держит психологическое состояние детей с повышенной тревожностью, со склонностью к падению мотивации, гиперответственностью или перфекционизмом на контроле. В компетентных организациях в подготовку к ГИА обязательно включен штатный психолог, который владеет методиками быстрого и эффективного снятия стресса и повышения мотивации учащегося.

И вот он наступил — последний день перед экзаменом. Главный совет психологов, медиков, преподавателей будущим студентам — в этот день отдыхайте и обязательно выспитесь перед экзаменом. За день до экзамена не нужно лихорадочно что-то повторять или, того хуже, пытаться вызубрить. Если занимался — знания есть, а если нет — всем известна поговорка «перед смертью не надышишься». И ни в коем случае не глотайте всякие успокоительные! В сочетании с волнением эффект от лекарства может быть непредсказуемым и прямо противоположным ожидаемому.

Если все-таки на экзамене «накрыло». Что делать? Сообщите организаторам, что Вам нужно выйти в туалет. Умойтесь холодной водой. Спокойно стоя, сделайте вдох на раз-два-три, задержите дыхание на 1-2 секунды, сделайте выдох на раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь. Повторите цикл. Можно медленно, мелкими глотками выпить около половины стакана воды. Во многих ППЭ обеспечен питьевой режим — есть кулеры и одноразовые стаканчики, если же на ППЭ нет кулера, то бутылку с водой можно принести с собой. Обычно такие нехитрые приемы помогают. И, надо сказать, паника случается у детей, которые недостаточно уверены в себе и своих знаниях.

Дорогие родители, в ваших силах помочь ребенку пережить этот сложный этап жизни.

Внушите ребенку мысль, что количество баллов не является идеальным мерилом его возможностей. Не повышайте тревожность ребенка перед экзаменом, не «накручивайте» его. Наоборот, повышайте у ребенка его уверенность в себе. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, помогите вашему будущему студенту разумно распределить время для занятий и отдыха. Обратите особое внимание на питание ребенка в этот сложный период.

И не делайте трагедию, если что-то все-таки пошло не так. Поддержите ребенка, ведь жизнь на этом не заканчивается. Это просто один из моментов в его жизни. Падений и взлетов будет еще очень много. Неудачи могут случаться, и это нормально. И будьте уверены, что побед у вашего ребенка уж точно будет намного больше!

Полезная статья? Поделись с друзьями!

Share on vk
Share on telegram
Share on whatsapp

ИП Красовский Андрей Владиславович
ИНН 667104513678 ОГРНИП 311667117200043